Учитель начальных класов Симакова Валентина Васильевна

Учитель начальных класов Симакова Валентина Васильевна

 

Симакова В.В. Урок математики во 2 классе «Сложение и вычитание в пределах 100» Интегрированный урок математики с окружающим миром по теме «Путешествие по зимнему лесу»


Урок по обучению грамоте. Буква "Д".

 

Развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков.

2. Учить вслушиваться в шепот.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [Д], [Д'], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов.

5. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3—4 элементов.

6. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы.

7. Учить анализировать слова: дом, Дима.

 

Задание 1. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно» (развитие слухового внимания).

Взрослый хлопает в ладоши, а ребенок, закрыв глаза, считает про себя, сколько раз хлопнули, и затем поднимает соответствующую цифру.

 

Задание 2. Дидактическое упражнение «Выполняй команды» (развитие остроты слуха).

Взрослый   произносит   шепотом   различные   команды   (например.

поднять руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.), а ребенок слушает их внимательно и выполняет.

 

Задание 3. Знакомство со звуком [Д]. Отгадать загадку, назвать первый звук в слове-отгадке.

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес —

И исчез. (Дым)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Д]: когда мы произносим звук [Д], то:

— губки свободны;

— зубки сближены, но не сомкнуты;

— язычок стучит кончиком за верхними зубками;

— горлышко «работает».

Символ звука: дятел долбит дерево: ДДД.... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

 

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Дятел долбит дерево: ДДДДДД... (произносить звук [Д] вслед за взрослым громко, отрывисто).

 

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д]»:

а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до.

Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со звуком [Д]. Сколько пальчиков загнули?

Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.

 

Задание 6. Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию слогов:

да-до-ду, ды-ду-да; да-до-ду-ды, ду-ды-да-до.

 

Задание 7. Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к словам, назвать слово целиком:

ДА: пома..., натра..., побе..., пого..., коман..., секун...; ДЫ: похо..., пара..., наря..., еле..., са..., пру...

 

Задание 8. Работа с картинками: - из ряда картинок (5—10 предметов) выбрать те, в названии которых нет звука [Д];

— четко перечислить картинки, в названии которых есть звук [Д], провести игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;

— выбрать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в начале слова;

— четко назвать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в середине слова.

 

Задание 9. Вспомнить слова со звуком [Д] (звук [Д] стоит в начале слова, в середине слова).

 

Задание 10. Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Друг (дружный, дружить...), дом (домовой, домашний...), дуб (дубовый, дубрава...), дым (дымоход, дымный...).

 

Задание 11. Образовать по образцу новые слова и ответить на вопрос (упражнение в словообразовании). Какой одинаковый первый звук во всех словах?

Дом — домок — домочек — домище; дуб — ...; дым — ...; друг

 

Задание 12. Выучить чистоговорки:

Да-да-да — у меня вода.

Ды-ды-ды — нет воды.

Ду-ду-ду — за водой пойду.

 

Задание 13. Знакомство со звуком [Д'].

Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь.... Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

 

Задание 14. Фонетическое упражнение. Колокольчик звенит: динь-динь...

 

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д']»:

дь, мь, а, дь...; дя, мя, мю, ди...: Дима, Вика, Маша, дело, деньги.

 

Задание 16. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

дя-де-дю-ди; дю-ди-дя-де.

 

Задание 17. Перечислить нарисованные предметы:

диван, одеяло, дерево, деньги.

Игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Определить место звука [Д'] в предложенных словах, используя карточку и зеленый кружок с колокольчиком.

 

Задание 18. Подобрать слова по первому слогу: ДЕ: -вочка, -душка, -ло...; ДИ: -во, -ма, -на...

 

Задание 19. Дифференциация звуков [Д] — [Д'].

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: да-дя, ды-ди,... ди-ды, дя-да...

 

Назвать первый звук в именах детей:

Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [Д] и [Д'].

 

Задание 20. Дидактическое упражнение «Подари подарки Диме и Даше» (дифференциация звуков [Д] — [Д'] с использованием картинок).

Подобрать слова со звуками [Д] и [Д'], определить место звуков в словах (начало, середина слов), используя карточку, синий и зеленый кружки с колокольчиками.

 

Изменить существительные по падежам. Это (кто?) — Даша, Дима, нет (кого?) —  подарю подарок (кому?) —     вижу (кого?) —     горжусь

(кем?) —    говорю (о ком?) — ...

 

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Кто приходит,

Кто уходит, —

Все ее за ручку водят. (Дверь)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

К вечеру умирает,

Поутру оживает. (День)

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

 

Задание 21. Выучить скороговорку и ответить на вопрос: «Какой звук часто в ней слышится?» [Д].

Дятел дуб долбил, да не до дол бил.

 

Задание 22. Знакомство с буквой Д.

Д — с высокой крышей дом.

В этом доме мы живем.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Д?

 

Буква Д из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

 

Игра с пальчиками: «Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):

 

На поляне дом стоит,         Пальцы обеих рук соприкасаются, локти разведены, — «крыша».

Ну, а к дому путь закрыт.     Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются.

                                большие пальцы    вверх — «ворота».

 

Мы ворота открываем,        Ладони разворачиваются параллельно друг другу. 

В этот домик приглашаем.    «Крыша». Игры с буквой.

 

Задание 23. Звуковой анализ слов дом, Дима (составление схем слов из кружков разного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и подсчитать гласные звуки в словах).

Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание печатными буквами.

Перед написанием слова Дима взрослый объясняет ребенку следующее правило: имена пишутся с большой буквы.


      Итоговое интегрированное занятие «Путешествие в страну дошколят»

Любовь Дмитриева
Итоговое интегрированное занятие «Путешествие в страну дошколят»

Цели:

1. Обобщить знания, полученные в течение года: закрепить счёт и порядок чисел (до 10 и обратно, закрепить умение проводить звуковой анализ, умение читать простые слова, продолжить работу по развитию речи.

2. Развивать логическое мышление, умение решать простые математические задачи, умение ориентироваться на листе бумаги, развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Воспитывать любознательность, любовь к природе, желание учиться.

4. Реализовать годовые задачи детского сада в области театрализации, инновации, художественной литературы.

 

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие собирался прийти самый главный умник из Цветочного города – Знайка. Вы его не видели? А это что? (В комнате подвешено письмо.)

Воспитатель: Ребята, это письмо от Знайки. Хотите знать, что в нём написано?

Читает: «Дорогие ребята! Я улетел покорять космические просторы. Но вы не унывайте, для вас я приготовил сюрприз. Посылаю вам карту в виде алфавита, пройдите по ней от А до Я, и вы тоже совершите удивительное приключение. Удачи! Ваш друг Знайка».

Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие? Мы отправимся от станции «Страна Дошколят» до страны «Первоклассников». Чтоб отправиться в путь, необходимо быть внимательными, сообразительными, дружными. Не боитесь? Ну что же, отправляемся в путь на автобусе. Как необходимо себя вести в транспорте? (ответы детей). Вставайте парами и отправляемся. Водитель берет карту и дети «едут».

(Перед детьми карта в виде алфавита, на ней выделены буквы – «остановки». Дети называют буквы алфавита, выполняют задания).

Первая остановка – буква «В» - «Весёлая математика».

На доске задачки в картинках. Дети решают задачку и выкладывают решение при помощи цифр и знаков на магнитной доске.

1. Машинки;

2. Пирожки;

3. Гуси – путешественники.

4. Составь задачу.

5. В доме палочки живут, кьюзинерами зовут. Счет до 10 и обратно выкладывают из палочек.

Отправляются дальше.

Вторая остановка - буква «И» - «Исправь ошибку».

Третья остановка - буква «Л»«Логические задачи».

1. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок, дочка Люба. Сколько детей у мамы? (1).

2. Что едят крокодилы на Северном полюсе? (крокодилы там не живут).

3. Кто громче мычит: петух или корова? (петух не умеет мычать).

4. Какого цвета волосы у колобка? (у колобка нет волос).

5. Из какой посуды нельзя есть? (из пустой).

6. На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (ни одного).

Физминутка: (по выбору детей)

Четвёртая остановка - буква М – «Волшебный мешочек».

Дети достают по одной монетке - цифре и называют соседей числа.

Пятая остановка - буква «С» - «Волшебные слова».

Буквы разные читаем и на слоги разделяем.

(Картинки со слогами. Дети подбирают слоги к картинкам и в таблице указывают количество слогов).

Шестая остановка – буква «П»«Познавательная».)

Слушаем внимательно вопросы и отвечаем на них.

1. Сколько дней в недели?

2. Как называется государство, в котором мы живём?

3. Фамилия президента.

4. На какой реке стоит наш город?

5. Как называется книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды животных и растений?

6. Как называется модель земного шара?

После каждого ответа детей раскрывается картинка.

Cедьмая остановка - буква «Т» - «Тропинка».

С помощью мячика проводится игра «Чей след?». Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет животного, а ребенок называет след животного. Корова - коровий

Заяц – заячий

Овца –овечий

Лошадь – лошадиный

Кошка – кошачий

Коза – козий

Поросенок – поросячий

Ёж – ежиный

Белка – беличий

Волк – волчий

Лиса – лисий

Восьмая остановка - буква «Ч» - «Человек и природа».

Карта «Какой вред природе наносит человек и какую пользу?» Дети крестиком обозначают вред и кружочком пользу. Беседа по экологии.

Физминутка 2: «Тик – так»

Девятая остановка – буква «З»«Загадки».

А теперь, ребята, давайте посмотрим, как вы знаете сказки. Я буду загадывать загадки, а вы отгадываете. Слушайте внимательно:

1. Осел, петух, собака и кот –

Вперед компания идет,

Надеясь в скором времени

Концерт устроить в Бремене.

Сравнится ль кто с талантами

С такими музыкантами? (Бременские музыканты)

2. В стужу в лес ее отправили

И замерзать оставили.

Но мороз ее не погубил,

За доброту и старание ее он наградил. (Морозко)

3. Был друг у Ивана

Немного горбатым,

Но сделал счастливым его и богатым. (Конёк-горбунок).

4. Захотел Кощей жениться

На красавице девице,

Не дала она согласье

И случилось с ней несчастье.

И теперь сидит в болоте

Не в шелках и не в почете…

Кто узнал ту пучеглазку,

Отгадал, конечно, сказку? (Царевна – лягушка).

5. Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял.

Туфельку я потеряла тогда же,

Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка).

В конце ответов, детям показываю иллюстрацию сказки.

Десятая остановка – буква «Ж»«Животные». (Рассказ по Синквейну)

На столике размещены лесные сказочные животные. Задание детям: внимательно посмотрите на животных, выберите понравившееся животное, опишите его по схеме. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей. По окончании рассказывания, мимикой и жестами передают характер животных (театрализация).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. Вот мы и добрались до станции ««Первоклассники». Вы очень много знаете и готовы идти в школу. А на как вы будете учиться? (ответы детей). Вот видите, уважаемые родители. Дети обещают вам хорошо учиться, а вы им помогайте в этом. А в подарок от нашего друга Знайки получите медали. Какое у вас настроение осталось после занятия? Выберите смайлики. (эмоции) Что вам понравилось больше всего? Что было трудным или легким?

Дата последнего обновления страницы 12.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения